Методология поведенческого анализа
Скрольте вниз

Занятие, основанное на методологии АВА - это поведенческое вмешательство.

Специалист, который проводит занятие, организует пространство, материалы, а также собственное поведение, собственную речь таким образом, чтобы ребенок обучался целевым видам поведения взамен нежелательных или неадаптивных форм. Мы не воздействуем на человека, а воздействуем на его поведение, используя окружающую среду.

Для того, чтобы достичь запланированного результата, специалист заранее планирует вмешательство, опираясь на стратегии, эффективность которых доказана в научной литературе; кроме того он постоянно ведет сбор данных о целевом поведении ученика и таким образом, анализируя собранные данные, может вовремя принять решение о том, является ли выбранное вмешательство подходящим. Любая проверенная стратегия модифицируется индивидуально для каждого ученика. Поэтому работа специалиста это все еще и исследование, эксперимент, в результате которого каждая технология подгоняется точно под индивидуальные потребности каждого ребенка.

Эффективное поведенческое вмешательство - это не только занятие в кабинете специалиста.

Разнообразные навыки нужны ребенку для самостоятельной и интересной жизни, а не для успешного прохождения тестов и собеседований один на один со специалистом. Поэтому АВА не заканчивается, когда ребенок вышел с занятия или едет домой из Центра. АВА это изменение поведения в тех условиях, где оно необходимо человеку для жизни. Поэтому самое лучшее, что может сделать специалист АВА для взрослых, заботящихся о его ученике - научить их действовать на основе поведенческих принципов во всех ситуациях, 24/7. Обращаясь за услугами АВА имейте ввиду, что в первую очередь придется менять окружающую среду, в том числе поведение близких ребенку взрослых.

Родители и другие члены семьи - самые важные факторы окружающей среды для ребенка, только они знают, что на самом деле нравится и не нравится, приятно или неприятно их ребенку. Участие родителей в обучении ребенка является незаменимым ресурсом. Кроме того, есть ситуации, в которых поведение происходит в тех условиях, которые недоступны для наблюдения специалистов. В этом случае специалисты центра обычно просят родителей собирать подробные данные (записи, видео, аудио) о поведении, потому что без них невозможно спланировать подходящее вмешательство. Кроме того, в этих случаях сама реализации вмешательства невозможна без участия родителей.

Современные исследователи постоянно совершенствуют методологию и практическое применение ABA.

Прикладной анализ поведения в общем виде выглядит так:

  • Фокусируемся на поведении ребенка, изучаем его, измеряем, и пытаемся изменить
  • Ищем способ сокращать время нежелательного поведения и постепенно сделать его поведение социально одобряемым

Механика метода

Фиксируем события, предшествующие нежелательному поведению ребенка, а также последствия поведения, затем анализируем собранную информацию.

У любого поведения всегда есть причина. В aba считается, что причин несколько:

  • Требование желаемого

    Например, ребенок кричит, когда ему выключают мультик — поведение «кричать» это требование продолжения мультика;

  • Избегание требования

    Ребенок кричит, когда ему говорят «помой руки» — поведение «кричать» это попытка избежать требования помыть руки;

  • Требование внимания

    Ребенок кричит всякий раз, когда мама начинает готовить или садится за компьютер — поведение «кричать» имеет в своей основе требование маминого внимания;

  • Сенсорное удовольствие

    Ребенок кричит независимо от того, есть кто-нибудь рядом или он один в комнате. Ребенок кричит для себя, и при этом испытывает какие-то специфические ощущения.

Как мы меняем поведение ребенка?

Нежелательному поведению предшествуют некоторые факторы, которые мы выявляем в результате наблюдения. После нежелательного поведения в поведении и организме ребенка происходят одни и те же последствия, их мы также фиксируем. Влияя на предшествующие факторы и на последствия, мы формируем новую модель поведения.

План коррекции состоит из перечня действий, ослабляющих вероятность возникновения нежелательного поведения и усиливающих вероятность нового, желательного поведения. После первичной оценки определяем, какой способ коммуникации необходимо развивать с ребенком: непосредственно речь или альтернативную систему общения.

Альтернатива речи — жестовый язык и пиктограммы

система PECS или картинки на планшете/телефоне.

Некоторые особенности методологии aba

  • Обучение функциональным навыкам

    Это Навыки, которые помогают ребенку жить в обществе или узнавать новое. Выбирая навык для обучения, в первую очередь учитывают, будет ли он полезен ребенку прямо сегодня, когда он придет домой, в садик, в гости? Сможет ли он им воспользоваться? Поможет ли он ему учиться дальше?

  • Общение жизненно важно

    Сначала мы учим ребенка ПРОСИТЬ (пить, есть, перерыв, о помощи, в туалет и так далее). Только потом переходим к НАЗЫВАНИЮ (это яблоко, а это грузовик и т.д.). Ответы на вопросы и другие варианты коммуникации потом, сначала общение.

  • Любая коммуникация снижает частоту нежелательного поведения

    “Счастье - это когда тебя понимают”. В ситуации, когда желания ребенка не понятны взрослому, а у самого ребенка недостаточно навыков для того, чтобы выразить свое желание, часто возникают нежелательные формы поведения, например, ребенок начинает отнимать вещи, добиваться желаемого криком. Не менее сложно приходится детям, которые в этой ситуации теряют интерес к игрушкам, еде, общению и перестают проявлять инициативу. Работу необходимо начать с тестирования навыков и выбора подходящей системы коммуникации, которая поможет ребенку с наименьшими усилиями стать понятным окружающим

  • Постоянный сбор и анализ данных

    Для сбора данных используются заранее подготовленные Check-листы, которые инструкторы АВА (тераписты) заполняют во время занятий. В некоторых случаях Check-листы также предоставляются родителям и другим специалистам, для того, чтобы сбор данных о поведении не прерывался.

  • Использование подсказок

    Целью занятия не является добиться от ребенка нужной реакции или “убедить” его в том, что “надо” заниматься, говорить, выполнять задания и так далее. Если тестирование навыков показало, что ребенок НЕ УМЕЕТ выполнять о или иное действие, специалист выбирает, каким образом он поможет ученику это сделать и как уберет потом эту помощь, чтобы ученик самостоятельно выполнял новое действие.

  • Использование подкреплений

    Прежде чем начать обучение очень важно установить с ребенком хорошее сотрудничество и показать ему, что учиться - это здорово. Специалисты при этом не используют уговоров, обещаний или угроз. Наоборот, они щедро предоставляют ребенку возможность заниматься приятными для него вещами, чтобы со временем все другие занятия, даже более сложные, стали такими же приятными для ребенка.

Записаться на прием